Дарио родился 7 сентября 1940 года в Риме, в семье кинопродюсера Сальваторе Ардженто, который был довольно важной фигурой в послевоенном итальянском кино. Его дядя Клаудио Ардженто также был продюсером и сценаристом, так что у Дарио с самого начала был открыть путь в большое кино. Сам он утверждает, что одним из первых воспоминаний его детства является момент, когда он сидит на коленах у киноактрисы Софии Лорен. Свою карьеру он начал как кинокритик в ежедневной римской газете "Paese Sera", но не слишком удачно. Затем в 1968 году он стал писать сценарии для спагетти- вестернов. Вестерновская карьера достигла своего пика, когда Дарио участвовал в создании такого признанного лидера жанра как "Однажды на Диком Западе" Серджио Леоне (он написал вступительные сцены и все сцены "воспоминаний", а также был помощником режиссера). Его следующий сценарий - "Один вечер за обедом" привлек внимание Гоффредо Ломбардо, главу итальянской кинокомпании "Титанус". Всего за пару лет он написал двенадцать сценариев для второсортных итальянских фильмов.
Но это все предыстория. История начинается в 1970 году, когда 30-летний парень снимает фильм под названием "Птица с хрустальными крыльями" (L' Uccello dalle piume di cristallo; Bird With The Crystal Plumage). Фильм продюсировала компания его отца. Это был джиалло - чисто итальянский жанр, своеобразный закрученный детектив-триллер, до предела наполненный кровью и жестокостью. Сейчас все джиалло относят не к детективам или триллерам, а к нашему родимому жанру - ужасам. Жанру на тот момент было семь лет (он появился в 1962 году благодаря Марио Бава), но он никогда не добивался такого успеха. Можно смело сказать, что если Бава и создал джиалло, то именно Ардженто дал им популярность. Дебют Ардженто в качестве режиссера оказался более чем успешным. Этот фильм сделал его известным даже за пределами Италии. А джиалло стал его коронным жанром, которому он практически не изменил за всю свою жизнь. Вскоре он заслужил прозвище "Висконти насилия", и на мой взгляд заслуженно - насилие в его фильмах не просто вездесуще, это не было бы большой новинкой. Его насилие настолько изысканно и искусно, что захватывает дух, у него есть талант не только шокировать и пугать зрителя, но и завораживать разворачивающимся на экране жестким действием. Этот год стал знаменательным для Дарио и по другой причине - у него родилась дочь Фиоре.
В 1971 Дарио снял фильм "Кот с девятью хвостами", (Шд Gatto a nove code) а в 1972 - "Четыре мухи на сером вельвете" (4 mosche di velluto grigio; Four Flies On Grey Velvet), в которых он продолжил воплощать на экране идеи, уже виденные в его дебютном фильме. Его три первых фильма обычно объединяют в "животную" трилогию, которая весьма схожа по исполнению и является предтечей того Ардженто, которого полюбили во всем мире, и чьи работы окружены поклонением фэнов. Также в 1972 он участвовал в создании минисериала на итальянском телевидении под названием "Дверь тьмы" (Testimone oculare), в котором он написал и режиссировал две из четырех серий, а также представил все четыре.
В 1973 году вышел новый фильм Ардженто, названный "Пять дней Милана", который на данный момент все еще является единственным фильмом мастера, выполненным не в стилистике джиалло. Это вообще не фильм ужасов, а комедия, которую сам Ардженто называл "очень Итальянской и странной". Этот фильм не демонстрировался за пределами Италии и Франции и до сих пор остается раритетом (который, правда, интересует только самый преданных поклонников режиссера). Примерно в это же время Ардженто пытался совместный проект вместе с угасающей студией "Хаммер" - новую версию "Франкенштейна", чье действие перенесено в 30-е годы, параллельно со взлетом Гитлера. И хотя на главную роль подписался даже Тимоти Дальтон, этот проект умер не родившись.
Далее Ардженто подарил миру такие великолепные фильмы как Кроваво- крассный (Profundo Rosso), о котором еще пойдет речь в этом выпуске, Подозрение (Suspiria) (1977), Инферно/Ад (Inferno) (1980) и Дрожь, (Tenebre) (1982). Подозрение и Инферно уже обозревались ранее, и эти обзоры можно найти на сайте Комната Смерти. Таким образом, этим выпуском я полностью охватываю целый период (второй, который также часто называют золотым) творчества Ардженто. За этот период Ардженто отметился также в еще одном историческом проекте - он был со-продюсером "Рассвета мертвых" Ромеро. 1975 год вновь отмечен рождением дочери Дарио - на этот раз родилась гораздо более коммерчески успешная дочка - Азия (или как ее еще называют в русских переводах - Эйша или Ася), которой отец помог проложить карьеру в кино, и которая пару раз становилась главным героем его фильмов.
Также впервые в Кроваво-красном снялась его гражданская жена Дарья Николоди, чья карьера тесно связана с карьерой мужа. Не смотря на то, что в печати довольно регулярно появляются информация об их официальной свадьбе, эта информация не соответствует действительности - Дарио и Дарья (которая на 10 лет младше) пока не поженились.
1984 год открыл новую грань творчества Дарио - он режиссирует "Феномен", один из самых личных (как он сам утверждает) фильмов в его фильмографии. А также наиболее полярно оцениваемый как поклонниками творчества Дарио, так и критиками. Причем отзывы варьируются от гневных и презрительных до восторженных (я ближе к восхваляющим фильм). Это первый фильм Ардженто снятый на английском языке, оказался очень успешным в европейском прокате. New Line Cinema назвала фильм Creepers (не могу нормально перевести, что-то вроде Ползущих). Фильм был жестоко порезан (в разных версиях было вырезано от десяти минут до получаса). В "Феномене" впервые на экране появилась старшая дочь Дарио - Фиоре, чья актерская карьера ограничилась участием (на вторых ролях) в фильмах "Демоны", "Травма" и также в новом фильме ее младшей сестры Азии "Assenzio". В следующем году Ардженто участвовал в написании сценария и продюсировал фильм Ламберто Бава "Демоны", а в 1986 году принял такое же участие и в создании его продолжения.
В 1987 он во второй раз принял участие в создании телевизионного проекта, который довольно незатейливо назывался "Джиалло" (Giallo). Каждая из двадцати четырех "серий" мини-джиалло состояла из трех минут вступительного фильма, после чего участники игры должны были угадать, чем же "фильм" закончится. Сам Ардженто режиссировал девять фини-серий, а также присматривал за созданием оставшихся пятнадцати. Еще в этом же году он участвовал в создании рекламного ролика "Фиата Кромы" (интересно было бы на него посмотреть
).
В том же 1987 году мастер снова вернулся к большой режиссуре - на этот раз плодом его творчества стала "Опера" (Opera), которую в американском прокате назвали "Ужас в опере" (Terror At The Opera), и практически уничтожили дикой цензурой (что для фильмов Ардженто становится практически правилом). Затем он продюсировал (и писал сценарий) два фильма своего ученика Микеле Соави. А в 1990 году он снова сошелся с Джорджем Ромеро, и они поставили фильм, на самом деле состоящий из двух независимых историй, основанных на рассказах Эдгара Аллана По. Фильм назывался "Два злобных взгляда" и Ардженто режиссировал его вторую часть - "Черный кот". Провал фильма вызвал раздор двух грандов, Ардженто часто заявлял, что он был не удовлетворен работой Ромеро (хотя на мой вкус обе новеллы вышли хорошими).
В 1993 году появился новый фильм Ардженто - Травма (Trauma), классический джиалло "от Ардженто". Фильм полностью снимался в США, и из итальянских актеров в нем присутствуют только дочери Дарио - младшая Азия снялась в заглавной роли, а старшая Фиоре - во второстепенной. В 1994 Ардженто на Втором международном фестивале фантастического кино в Монреале (2nd Montreal Festival International Cinema Fantastique) получил премию за "Достижения всей жизни". В 1996 году появился новый фильм - "Синдром Стендаля" (Sindrome di Stendhal), на мой взгляд самый мистический и сюрреалистический из всех фильмов Ардженто. В нем опять главную роль исполнила его дочь Азия. Также в нем чувствуется и наибольшее отступление от привычного формата - впервые убийца не только режет кого-то ножом, но и стреляет из пистолета, что ранее было для Ардженто просто недопустимо - все его убийцы были строгими приверженцами холодного оружия. И всегда, когда в кадре появлялась безымянная рука с ножом, это была рука самого Ардженто. Мне кажется, что "Синдром Стендаля" стал первым признаком временного упадка сил Мастера. Потому что его следующий фильм - очередную экранизацию романа Гастона Леру "Призрак в опере" (Fantasma dell'opera), вышедший в 1998 году, иначе как откровенно слабым не назовешь. Это без сомненья самый плохой фильм Ардженто, даже не верится, что это снял сам Висконти Насилия. Фильм поверг в уныние множество фанатов по всему миру - Мастер потерял свой стиль, он больше не может снять Правильный фильм! Поэтому с таким нетерпением они ожидали выхода в 2001 фильма "Я не могу спать" (Non ho sonno), который либо окончательно утвердит падением Ардженто, либо еще даст поклонникам шанс насладиться качественной кровавой бойней. И поклонники не остались разочарованными - Ардженто вернулся к классическому джиалло, с которого и начинал свою карьеру. И выполнил его в присущей ему манере, показав, что Ардженто еще рано списывать со счетов. Сейчас Дарио снимает новый фильм, предварительное название которого "Occhiali Neri" - "Черные очки".
В Риме Дарио открыл музей с магазином, который называется Profondo Rosso. В нем можно найти множество вещей, связанных с ужасами, снятыми в Италии. В подвале магазина находятся спецэффекты, которые Ардженто использовал в некоторых из своих фильмов.