И у пещер есть глаза. Начиная с 2000-ых годов британский хоррор стал заметно набирать обороты благодаря таким личностям, как Дэнни Бойл и Нил Маршалл. Если первый снял очередной апокалиптичный зомби-муви, то последний в свою очередь приложил не малое усилие к созданию картины, сценарий которой базируется на стандартном американском киносюжете о «трагической поездке группы людей куда-либо». Казалось бы данная задумка давно избита и не интересна, однако год за годом киностудии продолжают выдавать публике качественные и атмосферные хорроры на эту тему, к коим относится и фильм «Спуск». Создатели картины, располагая не плохим бюджетом, сумели создать превосходное кино под стать американским жанровым шедеврам, которое сумело добиться успеха у зрителей, с лихвой окупив затраченные на него средства.
В отличие от ряда прочих картин подобных «Спуску», действие которых развивается в лесу, пустыне или заброшенных городках, Маршалл выбрал довольно не типичную локацию для реализации действия своего фильма, а именно зловещую пещеру. Именно там у человека начинается не преодолимое чувство страха, вызываемого кромешной тьмой, заполняющей всё пространство пещеры. Узкие и опасные проходы провоцируют постоянные приступы клаустрофобии, порой приводящей даже людей с крепкими нервами в состояние исступлённого страха. Маршаллу удалось грамотно превратить эту фобию в сценарий, в последствии воплотив его в более чем реалистичный визуальный ряд, который действительно может напугать зрителя и вселить в него чувство безвыходности и обречённости.
Сюжет картины оригинальностью не блещет, однако прописан он идеально. Режиссёр преподал зрителю трагическую и от этого великолепную историю о шестерых женщинах, которые волею судьбы оказываются замурованными в пещере. Несмотря на уже готовый сюжет, дающий возможность Маршаллу снять не плохой драматический триллер подобный фильму «Дрейф», он не остановился на идее создания картины о несчастном случае, а создал полноценный хоррор, включив в выше упомянутый сюжет ещё действующую отрицательную силу — жутких монстров, населяющих подземелье. Это как нельзя кстати пришлось по душе публике, которая, как известно, любит, что пострашнее, а так же идеально вписалось в рамки современных фильмов ужасов, в частности картин про агрессивных тварей и мутантов.
Создатели «Спуска» породили на свет вполне удачные визуальные образы подземных монстров, которые схожи своим видом с нечистью из различных мистических хорроров, а так же с персонажем Голлумом из трилогии «Властелин Колец». Несмотря на то, что чудища слепы, в пещерах они себя чувствуют полными хозяевами и всё благодаря чуткому слуху. Обречённые на смерть девушки погибают одна за другой, но две из них оказываются отнюдь не беспомощными, и собравшись с духом дают отпор напасти, окружающей их со всех сторон. Что касаются убийств, то они сделаны не менее кроваво, чем каком-нибудь добротном слэшере, а реалистичности им точно не занимать, всё это заметно обогащает и без того напряжённый визуальный ряд.
Персонажи картины, преимущественно женщины, выдались довольно яркими, с чётко прописанными образами. Однако одной из них, Саре, роль которой исполнила талантливая актриса Шона МакДональд, режиссёр отдал предпочтение, использовав в качестве пролога к основному действию фильма историю гибели её семьи в автокатострофе; возможно, что именно авария и душевная травма, перенесённые Сарой, укрепили её дух и помогли её сконцентрироваться для борьбы с монстрами. Так же стоит отметить Натали Джексон Мендосу в роли Джуно, образ которой выдался весьма запоминающимся и харизматичным, лично я думаю, она понравится многим зрителям. Прочие актрисы сыграли не менее ярко, они с чувством сумели показать страх, который они ощущали в находясь в пещере, а так же, что не мало важно, сумели во всей полноте передать его зрителю и заставить его бояться.
Музыкальное сопровождение картины выдалось под стать всему её напряжённому действу, прекрасно дополняя его мрачными мелодиями, которые ещё сильнее вселяют в зрителя чувство безысходности и обречённости. Завершая свой фильм, Маршалл естественно не захотел применять банальный хэппи энд, которой имеет место в прочих картинах подобных «Спуску». Превосходный сценарный ход, использованный режиссёром в финале, действительно заслуживает похвалы, он понравится каждому любителю не стандартных, оригинальных и даже более того, шокирующих концовок; надо отметить, что подобный финал будет использован и в картине Брюса Ханта «Грот», которая вышла в свет чуть позднее, чем «Спуск».
Итог: одна из самых выдающихся работ начала 2000-ых годов обязательна к просмотру всем хорророманам. Фильм — шедевр.
10 из 10