Биография: Лавкрафт родился в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили в Америке еще со времен Колонии Массачусетского залива (1630). Когда Говарду было три года, Уилфрида поместили в психиатрическую больницу, где тот находился в течение пяти лет до самой смерти 19 июня 1898
Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом — читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате, он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.
В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере».
Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.
Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочел ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьезному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.
Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней.
В 1919—1923 Лавкрафт активно пишет — за эти годы он написал более 40 рассказов — в том числе и в соавторстве. Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украино-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы гадали о его асексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником».
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года (этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). В тот период он написал практически все свои короткие рассказы, напечатанные в журналах (в основном в «Таинственных рассказах»), а также многие крупные работы, такие как «Случай Чарльза Декстера Варда» и «Хребты Безумия».
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе, (штат Род-Айленд, США) Последователи: Август Дерлет Пожалуй главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет. Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства "Arkham House", в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета, и всех кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела — книги издательства "Arkham House" того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.
Стивен Кинг
Одним из последователей Лавкрафта является Стивен Кинг. Наиболее яркое произведение в котором он не копирует манеру изложения Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего является повесть «Крауч Энд». Кроме книжного варианта, она экранизирована кинокомпанией «TNT», в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В творчестве Кинга наблюдается довольно много отсылок к Лавкрафту. Роман «Оно» прямо отсылает нас к космическому ужасу из незапамятных времён — впрочем, надо отметить, что ужас Кинга довольно чётко разграничен на три части: космический (Лавкрафт), загробный, и научный (Мери Шелли); большинство действий в книгах Кинга происходит в небольших городках, и эта «камерность» присуща из ранних авторов только Лавкрафту, который полагал что самые страшные вещи творятся в тихих местах. В своём творчестве Кинг зачастую и основывался на произведениях и мифологии Лавкрафта, нередко занимаясь плагиатом. Книги: 1) Ars Magna et Ultima, Raymond Lully («Дело Чарльза Декстера Варда») 2) The Story of Atlantis and The Lost Lemuria, W. Scott-Elliot («Зов Ктулху») 3) The Book of Dzyan («Дневник Алонзо Тайпера» и «Обитающий во тьме») 4) The Book of Thoth («Врата серебряного ключа») 5) Clavis Alchemiae, Robert Fludd («Дело Чарльза Декстера Варда») 6) Cryptomenysis Patefacta, John Falconer («Ужас в Данвиче») 7) The Daemonolatreia, Remigius («Фестиваль» и «Ужас в Данвиче») 8) De Furtivis Literarum Notis, Giovanni Battista della Porta («Ужас в Данвиче») 9) The Golden Bough, Sir James George Frazer («Зов Ктулху») 10) De Lapide Philosophico, Johannes Trithemius («Дело Чарльза Декстера Варда») 11)Description du Royaume de Congo et des Contrees environnantes, Filippo Pigafetta & Duarte Lopez («Картинка в старой книге») 12) Key of Wisdom, Artephius («Дело Чарльза Декстера Варда») 13) Kryptographik, Johann Ludwig Kluber («Ужас в Данвиче») 14) Liber Investigationis, Geber («Дело Чарльза Декстера Варда») 15) Magnalia Christi Americana, Cotton Mather («Картина в доме» «Неименуемое» «Модель для Пикмана» и «Дело Чарльза Декстера Варда») 16) Poligraphia, Johannes Trithemius («Ужас в Данвиче») 17) Saducismus Triumphatus, Joseph Glanvil («Фестиваль») 18) Thesaurus Chemicus, Roger Bacon («Дело Чарльза Декстера Варда») 19) Traité des Chifferes ou Secretes d’Escrire, Blaise de Vigenere («Ужас в Данвиче») 20) Turba Philosophorum, Guglielmo Grataroli («Дело Чарльза Декстера Варда») 21) The Witch-Cult in Western Europe, Dr. Margaret Murray («Кошмар в Ред Хуке» и «Зов Ктулху») 22) Wonders of the Invisible World, Cotton Mather («Модель для Пикмана») 23) The Zohar («Дело Чарльза Декстера Варда»)
Фильмы: По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов. Наиболее известные из них созданы режиссёрами Стюартом Гордоном, Брайаном Юзной и др. Ужас в Данвиче / The Dunwich Horror (1970) Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981) Реаниматор / Re-Animator (1985) Извне / From Beyond (1986) Неименуемое / The Unnamable (1988) Невеста Реаниматора / Bride of Re-Animator (1990) Поместье Ктулху / La Mansion de los Cthulhu (1990) Воскресший / The Resurrected (1991) Книга Мёртвых / Necronomicon (1993) Неименуемое 2 / The Unnamable II: The Statement of Randolph Carter (1993) В пасти Безумия / In the Mouth of Madness (1995) Дагон / Dagon (2001) Книга Теней / Malefique (2002) Возвращение Реаниматора / Beyond Re-Animator (2003) Зов Ктулху / The Call of Cthulhu (2005) Сны в доме Ведьм / H.P. Lovecraft’s Dreams in the Witch-House (2005) Ужас в Данвиче / The Dunwich Horror (2007) Заявление / The Statement (2007) Дом Реаниматора / House of Re-Animator (2010)
|