Я
писал эту книгу долго, по одному-два кусочка в год. Не такая это тема,
чтобы суетиться, да и потом было ощущение, что это не просто книга, а
некий путь, который мне нужно пройти, и тут вприпрыжку скакать негоже –
можно с разбегу пропустить поворот и сбиться с дороги. Иногда я
чувствовал, что пора остановиться, дождаться следующего сигнала,
зовущего дальше.
Дорога эта оказалась длиной в целых пять лет.
Началась от стены старого московского кладбища и увела меня очень-очень
далеко. За это время многое изменилось, «и сам, подвластный общему
закону, переменился я» – раздвоился на резонера Григория Чхартишвили и
массовика-затейника Бориса Акунина, так что книжку дописывали уже
вдвоем: первый занимался эссеистическими фрагментами, второй
беллетристическими. Еще я узнал, что я тафофил, «любитель
кладбищ» – оказывается, существует на свете такое экзотическое хобби (а
у некоторых и мания). Но тафофилом меня можно назвать лишь условно – я
не коллекционировал кладбища и могилы, меня занимала Тайна Прошедшего
Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими?
Знаете,
что кажется мне самым интригующим в обитателях Москвы, Лондона, Парижа,
Амстердама и тем более Рима или Иерусалима? То, что большинство из них
умерли. Про ньюйоркцев или токийцев такого не скажешь, потому что
города, в которых они живут, слишком молоды.
Если представить
себе жителей действительно старого города за всю историю его
существования как одну огромную толпу и вглядеться в это море голов,
окажется, что пустые глазницы и выбеленные временем черепа преобладают
над живыми лицами. Обыватели городов с прошлым живут, со всех сторон
окруженные мертвецами.
Нет, я вовсе не считаю старые мегаполисы городами-призраками. Они вполне живы, суетны и искрятся энергией. Речь о другом.
С
некоторых пор я стал чувствовать, что люди, которые жили раньше нас,
никуда не делись. Они остались там же, где были, просто мы с ними
существуем в разных временных измерениях. Мы ходим по одним и тем же
улицам, невидимые друг для друга. Мы проходим сквозь них, а за
стеклянными фасадами новомодных строений мне видны очертания некогда
стоявших здесь домов: классические фронтоны и наивные мезонины, чванные
ажурные ворота и полосатые шлагбаумы.
Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, остаются навсегда.
Вам
не случалось увидеть где-нибудь в густой толпе на Кузнецком Мосту или
на Никольской невесть откуда взявшийся и тут же растаявший силуэт в
шляпе-веллингтоне и плаще-альмавиве? А прозрачный девичий профиль в
чепце с лентами-мантоньерками? Нет? Значит, вы еще не научились видеть
Москву по-настоящему.
Старинные города – это совсем не то, что
города новые, которым каких-нибудь сто или двести лет. В большом и
древнем городе родились, любили, ненавидели, страдали и радовались, а
потом умерли так много людей, что весь этот океан нервной и духовной
энергии не мог взять и исчезнуть бесследно.
Перефразируя
Бродского, рассуждавшего об античности, можно сказать, что предки для
нас существуют, мы же для них – нет, потому что мы про них кое-что
знаем, а они про нас ровным счетом ничего. Они от нас не зависят. И
городу, в котором они жили, тоже не было до нас, нынешних, никакого
дела. Поэтому чем старее город, тем меньше обращает он внимания на
своих теперешних обитателей – именно потому, что они в меньшинстве.
Нам, живым, трудно удивить такой город; он видел и других, таких же
смелых, предприимчивых, талантливых, а может быть, те, умершие, были
качеством и получше.
Нью-Йорк существует в том же ритме, что
сегодняшние ньюйоркцы, он их современник, напарник и подельник. А вот
Рим или Париж с равнодушной снисходительностью взирают на тех, кто
развесил по старым стенам рекламы «Нескафе» и стирального порошка
«Ариэль». Старинный Город знает: прокатится волна времени и смоет с
улиц всю эту мишуру. Вместо шустрых человечков в джинсах и пестрых
майках здесь будут разгуливать другие, одетые по-другому, да и нынешние
тоже никуда не денутся – лишь переселятся из одних кварталов в другие,
подземные. Полежат там несколько десятилетии, а потом сольются с почвой
и окончательно станут безраздельной собственностью Города.
Кладбища
в мегаполисах обычно живут недолго: ровно столько, сколько нужно, чтобы
заполнить могилами выделенную под погост территорию, да еще полсотни
лет, пока не вымрут те, кто приходил сюда ухаживать за надгробьями.
Через каких-нибудь сто-полтораста лет поверх костей нарастет слой
земли, на ней раскинутся площади или встанут дома, а на окраинах
расширившегося Города появятся новые некрополи.
Мертвецы – наши
соседи и сожители. Мы ходим по их костям, пользуемся выстроенными для
них домами, разгуливаем под сенью посаженных ими деревьев. Мы и наши
мертвые не мешаем друг другу.
Под Парижем несколько лет назад
было обнаружено целое царство кадавров – катакомбы, где лежат миллионы
и миллионы прежних парижан, чьи останки были некогда перенесены туда с
городских кладбищ. Любой может доехать до станции Данфер-Рошро,
спуститься в подземелье и обозреть бескрайние ряды черепов, представить
собственный где-нибудь в уголочке, в семнадцатом ряду сто шестьдесят
восьмым слева и, возможно, внести некоторую корректировку в
масштабирование своей личности.
Но возможность заглянуть в земные
недра, где поселились жившие прежде нас, – это редкость. Парижанам,
можно сказать, повезло. Чаще местом встречи с предшественниками для нас
становятся чудом сохранившиеся старые кладбища, островки сгустившегося
и застоявшегося времени, где давно уже никого не хоронят. Последнее
условие обязательно, потому что разрытая земля и свежее горе пахнут не
вечностью, а смертью. Этот запах слишком резок, он помешает вам уловить
хрупкий аромат другого времени.
Если хотите понять и
почувствовать Москву, погуляйте по Старому Донскому кладбищу. В Париже
проведите полдня на Пер-Ла-шез. В Лондоне съездите на Хайгейтское
кладбище. Даже в Нью-Йорке есть территория остановившегося времени –
бруклинский Грин-Вуд.
Если день, погода и ваше душевное состояние
окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что
было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос,
который шепнет вам: «Рождение и смерть – это не стены, а двери».